На главную

Юношеская личность

Самоощущение и самосознание
          Есть люди, у которых ощущение своей индивидуальности есть с самого рождения, с момента, когда им исполняется год или два, когда появляется самосознание, когда они говорят "я". Прямо с самого этого момента у них точно такое самоощущение.
          Но так бывает редко. По большей части это самоощущение приходит как результат долгого и мучительного тотального кризиса жизни человека на подростковом уровне личности, когда резко рушатся все его фантомные ценностные опоры, и человеку кажется, что он летит в кромешную тьму, и он некоторое время через нее летит, а потом обнаруживает истинный фундамент своей личности и своего бытия, животворный ключ внутреннего "я". И эти переживания приходят к нему и изнутри, и снаружи одновременно. У юношеской личности нет большой дистанции между внешним и внутренним миром, они сопряжены друг с другом многими связями.
          У этого человека есть устойчивое ощущение бытия в этом мире. У него есть корень, который абсолютно ни от чего не зависит, и который не меняется со временем. Но у него нет определенного пути, направления развития, которое было бы подсвечено его внутренним "я", его личностью.
          У этого человека есть разделенность. С одной стороны, он ощущает себя как некоторую духовную сущность, он слышит в себе тихий внутренний голос, который для него есть голос окончательной истины; Но кроме того, у него есть еще и второй план, а именно, вся остальная его жизнь (убеждения, ценности, позиции, поток событий и т. д.), и эти две сферы его жизни для него разделены.
          Для этого человека духовный план существует и первичен, но он несколько размыт, его контуры неясны.
          Плотный план в любой момент может видоизмениться и даже рассыпаться, и катастрофы не произойдет в отличие от подросткового уровня, где любые ценностные изменения переживаются человеком как катастрофа, поскольку при этом меняется его самоидентификация? Здесь внутреннее "я" незыблемо и ни от чего не зависит.
          Итак, у этого человека есть четкое ощущение индивидуальности судьбы, уникальности своего внутреннего мира и некоторого общего направления, куда ему надо идти. И все это ему не надо себе доказывать, все это есть у него как прямое знание.
          Когда у человека высокая энергетика, он – независимо от самомнения – тяжел для окружающих. Даже подростковая личность, если она ведет крупные программы, неважно, внешние (например, социальные) или внутренние (скажем, культурные), становится тяжелой – в частности, в межличностном общении. А уж когда человек оказывается на четвертом уровне развития личности, когда его программы подсвечены его внутренним "я" – он вообще может быть совершенно непереносим, рядом с ним может быть невозможно находиться, если вы подчиняетесь ему не полностью и не растворяетесь в его реальности – а иначе вас оттуда быстро вытолкнет, либо вы поломаетесь.
          А на третьем уровне развития личности у человека возможна большая легкость, потому что свою духовную силу он уже ощутил, но еще ее не набрал, она для него как бы в новинку. А самоутверждаться за чужой счет он не склонен.

Самовыражение и самореализация
          Самовыражение этого человека нестандартно. Если вам такие люди когда-нибудь и встречались, то вы, наверное, плохо их понимали, потому что у них очень специфическая идея саморазвития и самовыражения. Она заключается в глубокой проработке тех вещей, которые человек считает для себя существенными. При этом у него есть глубокое внутреннее знание, что именно для него существенно, и никаких подтверждений ему не нужно.
          Самореализация для этого человека не ясна и чаще всего представляет для него недостижимый идеал. Она понимается им глобально; иногда он считает, что его самореализация есть его жизнь в целом – но при этом далеко не вся. И он понимает, что самореализация для него проблемна, что она требует длительного времени и завершения длинных сюжетов, может быть, сюжетов прошлых воплощений. Он понимает, что для этого должно как-то проявиться его глубинное "я". Но представления о том, как и что он должен для этого делать, у него нет никакого, и конкретно в этом он не очень заинтересован.
          Здесь начинается тема творчества как основной темы в жизни человека.
          Творчество обычно понимается как создание чего-то. С другой стороны, любой человек, который реально занимается творчеством, знает, что половину, если не большую часть процесса творчества, занимает процесс восприятия, и что проблема творчества заключается часто не в том, чтобы адекватно выразить что-то, или найти оригинальную мысль, идею или энергию внутри себя, сколько в том, чтобы найти лично свой, свойственный именно и только тебе способ видения окружающего мира.
          В не меньшей степени творчеством является мировосприятие. Совершенствуясь в нем, человек старается увидеть в мире то, чего до него никто не видел.
          Так вот, на уровне юношеской личности самовыражение в очень большой степени идет как глубинная проработка человеком видения мира. И это то, за что деньги не платят. И вообще, окружающим, социуму и, может быть, самому даже человеку не вполне понятно, что заставляет его так глубоко и подробно исследовать тот или иной объект. Казалось бы, все и так ясно. А он идет в глубину. Он старается увидеть не так, как ему предписывается видеть, а как-то по-другому, по-своему.
          Это стремление у нее есть постоянно. И человек, может быть, даже не вполне понимает, что это именно его внутреннее "я" хочет найти свой особый, уникальный способ видения – но знает, что это для него очень важно. И во многих случаях юношеской личности ничего больше не нужно. Нашел свой способ видения этой ситуации, увидел – и все, идем дальше.
          Самореализация, то есть адекватное проявление внутреннего "я", для него закрыта плотным туманом. Он ощущает, что его жизнь представляет собой единое целое, но он совершенно этого целого не видит. Внутри себя он знает, что оно есть, знает, что он един с миром и что мир сам по себе един. Но это знание у него не слишком конкретно – оно находится на грани его восприятия. Он знает, что самореализация сделает из него другого человека и сотворит из его жизни судьбу, которая будет уникальна, так что других таких не было никогда и не будет. И он в принципе к этому стремится, это для него важно – но он совершенно не представляет себе, как это реально надо делать.
          Если у подростковой личности есть иллюзия света, какие-то отрезки своей жизни она проходит под этим квазисветом, то переход на юношескую личность – это полная утрата той иллюзии света, который направлял отдельные программы жизни человека. Здесь прежний свет уже видится как иллюзорный, а истинный свет еще слишком мал.
          Конечно, у нее есть выход в сторону профанации. Это именно самостоятельный отказ человека от глубинного смысла и содержания своей жизни. И он в глубине души это знает.
          Здесь самовыражение идет не только в профессиональном творчестве. Самовыражение может идти где угодно. В частности, оно может идти в обучении. Так вот, юношескую личность может быть очень сложно учить. Если, не дай Бог, такой человек попадется вам в качестве ученика в традиционном обучении, он будет задавать совершенно неуместные вопросы. Он будет так поворачивать тему, что вам будет сложно ему что-то объяснить, сказать. И будут плохо понятны его мотивировки: зачем это надо знать? А у человека такой взгляд на мир, что он требует этого знания.

Саморазвитие. Самопознание.
          Если говорить про работу над собой, то у юношеской личности идет очень глубокая проработка черт характера. Человек выделяет в себе какие-то черты, которые, он считает, должны быть ему свойственны. И он занимается вырабатыванием этих черт.
          На юношеском уровне прорабатываются ради самих себя любительские таланты, прорабатываются сюжеты, которые в любой момент могут быть оборваны – если человек изнутри чувствует: все, этого достаточно. При этом глубинные мотивы своего поведения ему непонятны, и внутреннего самооправдания, а также удовлетворения от того, что происходит, у него тоже нет. Но у него есть чувство, что ему как индивидуальности в данный момент хорошо бы делать вот это. А почему он двигается в таких-то направлениях, при том, что они часто друг с другом не сопряжены, ему совершенно непонятно.
          Но, по крайней мере, он знает, что такое глубинный интерес. Тот интерес, который заменяет ему социальные наживки, двигающие людей инфантильного и подросткового уровней. Он знает, что такое глубинный тонкий интерес, который дает энергию и который заменяет все остальные интересы, привлекающие среднего человека. Он знает, что его личный интерес – это нечто, что он ни с чем и никогда не спутает. Когда он занимается чем-то своим, или изучает что-то свое, или делает что-то свое, совершенно не важно, до какого уровня он это доводит. Далеко не всегда он это доводит до социально приемлемого уровня (хотя иногда это и случается).
          Для юношеской личности тема самопознания обретает глубокий смысл.
          Это поиск того "я", которое стоит за талантами, за способностями, за программами, которые ведет человек, и которое является квинтэссенцией его уникальности. Его волнует присущая ему уникальность видения мира, и уникальность его воздействия на мир, которая проявляется в любой сфере его жизни. Он ее ощущает, но никак не может материализовать.
          Она воспринимает свою жизнь как человек, который куда-то (не очень себе представляя место назначения) несет ну очень тяжелый рюкзак, и этот рюкзак сильно ему мешает, но он знает, что когда-то он его донесет, с удовольствием сбросит и дальше побежит вприпрыжку – уже точно зная, куда.
          На третьем уровне развития личности у человека возникает идея пути к себе. Бог в чистом виде, "я" в чистом виде – вот предметы, представляющие для юношеской личности максимальный интерес, но не их "загрязненные" жизнью проявления.
          И в жизни людей тоже так бывает, что уровень личности человека не очень высок, а внешнюю и внутреннюю энергетическую нагрузку он получает такую, как если бы у него личность была существенно выше уровнем. Он нередко от этого страдает, и может даже дров наломать, но личностный рост, тем не менее, у него может пойти очень быстро.

Личность и мир.Внутренний и внешний мир.
         
          Ощущение связи между внешним и внутренним мирами у юношеской личности, может быть, даже слабее, чем у подростковой личности. Но здесь эта связь совершенно иного порядка: она глубинная. У этого человека есть чувство, что его внутреннее "я" задает основной внешний ритм его жизни.
          Он также чувствует, что если он внутри себя делает акцент не там, где надо, то внешний мир реагирует и как-то ему на это намекает, но точно установить эту связь он пока не может. И достаточно эффективных символизмов для описания такого рода связей у него нет. Даже если он суеверен, то его суеверия работают слабо.
          Для внутреннего мира юношеской личности есть одна отмеченная ценность. Это – ее внутреннее "я", которое она ставит выше всех остальных ценностей. Но эта ценность не связана прямо с прочими ценностями, что человека очень огорчает, поскольку ведет к душевной разорванности. Поскольку остальные ценности, которые у человека имеются, его внутренним "я" не подсвечены, они кажутся ему как бы случайными.
          Он лавирует между своими ценностями. Они часто плохо сочетаются друг с другом, они мешают ему идти туда, куда, он чувствует, идти должен, так что он все время о них спотыкается.
          Человек на уровне юношеской личности как правило, довольно жесток (а нередко и жесток) с самим собой. Он склонен тотально отрицать в себе большие свои части, ценности, программы, которые ему еще вести и вести. Он чувствует, что они не подсвечены его внутренним "я" – а, точнее говоря, он не ощущает, как они им подсвечены. Однако видение этой подсветки приходит только на следующем четвертом уровне.
          И он пытается рубить, так сказать, топором по живому. При этом крови льется немало, а толку, в общем, не очень много. Однако непонимание и отрицание роли своих ценностей и программ для собственного развития типично для юношеской личности.
          Во внешнем мире юношеской личности у человека обычно есть некоторый смутный, достаточно неопределенный идеал. Этот идеал может быть любым абстрактным идеалом, например, идеалом любви, идеалом служения людям, идеалом стремления к истине. Но он может быть для человека слишком неопределенным. Он хотел бы, чтобы его идеал был более конкретным, чтобы ему было понятно, каким людям служить, как именно любить, какую именно истину он должен открывать или проповедовать. И вот этого конкретного, лично ему свойственного акцента человеку не хватает – но он чувствует, что этот акцент существует и может быть найден.
          У него есть общее представление о том, как надо жить во внешнем мире, но в то же время его преследует ощущение собственной чрезвычайной неуклюжести, и у него нет сил, возможностей и талантов жить так, как (он чувствует) надо.

Связи с эгрегорами
         
          В зависимости от уровня личности связь человека с эгрегорами осмысляется и оформляется совершенно по-разному.
          На уровне юношеской личности впервые формулируется фундаментальный вопрос: кто кому служит? Человек служит эгрегору, или эгрегор служит человеку? И в зависимости от уровня личности, работы человека над собой и эгрегором, а также от того, какой смысл мы вкладываем в слово "человек" и слово "служит", возможны разные варианты ответов.
          У юношеской личности, по крайней мере, есть энергия, необходимая для того, чтобы она могла войти в прямую связь с эгрегором. Она может постичь этику эгрегора как таковую, то есть эта этика может прозвучать внутри нее, но как внешняя по отношению к ней.
          А на третьем уровне личности самоидентификация уже правильная, и человек в своей глубине ощущает себя выше и важнее любого эгрегора, в том числе, и общечеловеческого. Он ощущает свою прямую связь с Богом, Который творил весь мир, а не только планету Земля и живность, ее населяющую.
          С обретением сознания внутреннего "я" человек чувствует себя в мире настолько устойчиво, что принимается торговаться с эгрегорами.
          На уровне юношеской личности человек понимает, что во взаимоотношениях с эгрегорами есть такое понятие, как "отступное". Он понимает, что эгрегору, если ты хочешь с ним как-то договариваться, так вот жестко говорить "нет" не приходится. Все-таки это ангел (или демон), тонкая и могущественная сила. Но с ним можно торговаться, ему можно давать отступное, можно говорить ему: "Вот, я сколько-то на тебя работаю, то и то делаю, но вот эти и эти твои требования я выполнять не буду." И если приходит время расставаться с эгрегором, то этот человек ведет себя гораздо точнее. Его внутренний голос подсказывает ему правильное поведение.
          Здесь важно понимать значение так называемого ритуального очищения. Когда человек выходит из эгрегора (не важно, сохраняется при этом эгрегор или распадается), он (человек) всегда получает финальный "пинок в зад". И это надо правильно понимать – в частности, не надо по этому поводу роптать. И вслед за этим пинком обязательно должен быть период очищения.
          Однако традиционная схема, принятая в нашей культуре, совсем не такова. Типичен, например, такой сюжет. Женщина плохо живет с мужем, но не помышляет о разводе. Однажды она знакомится с молодым человеком, рассказывает ему, как ей тяжело живется, какой у нее ужасный муж. Молодой человек заявляет: "Иди лучше ко мне", – после чего "отбивает" ее у предыдущего мужа и на ней женится. При такой схеме происходит грубое нарушение основных энергетических и этических принципов взаимодействия с бывшим парным (и семейным) эгрегорами, пусть даже несовершенными и близкими к саморазрушению. Если уж вы решили разводиться – делайте это сами, и не пользуйтесь при этом поддержкой и энергией будущего партнера. И пусть у вас пройдет траур по прошлой жизни, вне зависимости от ее качества.

Ресурсы.
          С одной стороны, человек чувствует, что его ресурсы абсолютно неограничены. Потенциально у него есть прямой доступ к Мировому Разуму, ко всем источникам энергии. Но фактически до них надо еще добираться. По самой природе вещей он, как и Бог, является полновластным владыкой мира. Но это его интуитивное, глубинное ощущение, которое нормальная цензура в сознание не выпускает – или снабжает необходимыми оговорками. Но в принципе, его ощущение именно таково.
          Однако доступ к личностным ресурсам у него идет спонтанно, в неуправляемых ситуациях и в неожиданных направлениях. Иногда его харизма приходит и что-то делает, и тогда личностная энергия выплескивается наружу, но непонятно, где ее источник и как к нему добираться.
          Такие вещи, как спонтанное озарение или откровение, крупные или мелкие подарки судьбы – это то, что от случая к случаю бывает в жизни юношеской личности. И она воспринимает это по достоинству.
          И этот человек верит в то, что нет тупиковых положений, что, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, в любой момент небо может расчиститься, появиться солнце, выплыть звезда, и жизнь сделается другой, кардинально повернув все основные свои сюжеты.
          Для юношеской личности характерны длительные отношения, но моменты интимного контакта двух душ могут быть редкими. Однако человек ценит их очень высоко. И если он знает, что с этим человеком у него была минута необыкновенной душевной близости, то этот человек в его жизни – Богом отмеченная личность, и он так к нему и относится. На уровне подростковой личности такого отношения не бывает в принципе, и не надо его ждать.
          Тут есть большая разница между интровертным и экстравертным типами.
          Интровертная юношеская личность в контактах может быть достаточно тяжела. Она стремится к сущностным, глубоким взаимодействиям, а они для нее мало с кем достижимы.
          А для экстравертной юношеской личности характерны глубокие, длительные, серьезные связи по ее основной деятельности. У нее есть свой внешний идеал и какая-то деятельность, которой этот человек стремится подчинить всю свою жизнь. Если вы вписываетесь в эту деятельность и с ним бок о бок в течение длительного времени работаете, и время от времени случаются моменты, когда вы спасаете друг друга от смертельной опасности, то однажды ему становится ясно, что вас свел Бог или судьба. И тогда он способен на длительные дружеские отношения, а ничто меньшее его не устроит. Он в этом смысле максималист.

Социальные контакты и социализация
          Внутреннее "я" нередко держит юношескую личность в ее основном социальном сюжете, дает ей большую устойчивость и внутреннюю силу.
          А возможна и другая социализация юношеской личности – это человек, который внешне неплохо социализирован интегрирован, но при этом является внутренним эмигрантом, как сейчас говорят. Социальным внутренним эмигрантом. Все, что он внешне делает, это как бы отступное для социального эгрегора. А главная его задача – слушание и постижение своего внутреннего "я". И это – его главная ценность. И если вы этого не поймете, то вы его этого человека не поймете совершенно.


Сайт создан в системе uCoz