На главную

Подростковая личность

Самосознание
          У подростковой личности наблюдается как бы двуслойность "я". У нее внутри есть буддхиально-ценностной образ, включающий в себя ее текущие ценности, позиции, убеждения и длительные жизненные программы, и есть, кроме того, внешний образ, который она предъявляет другим людям. И эти два образа – внутренний и внешний – она для себя отчетливо различает.
          Другими словами, этот человек различает то, как он мыслит самого себя и то, как он предъявляет себя окружающим. И для него это разница существенна.
          Подростковой личности непонятно, что в ней самой постоянно и что уникально. Однако этот человек реально включен в мир. У него в этом мире есть определенное относительно автономное бытие, у него есть некоторая устойчивость – на год, на два, на пять лет. У него есть определенная роль или несколько ролей, с которыми он себя идентифицирует, и связанные с этими ролями ценности, которые также относительно устойчивы, то есть сохраняются в течение ряда лет.
          Ему понятно, что эти роли и ценности – некоторые части его "я", и что потом будут какие-то другие части. А что их связывает вместе, ему непонятно, так же как и то, что направляет его общее движение.
Самомнение, самооценка и самоценность
          Самооценка подростковой личности выше, чем у инфантильной, но она существенно зависит от успеха той жизненной программы, которую человек сейчас считает главной.
          Вот женщина растит своего ребенка. Он подает надежды, хорошо социализируется, приносит пятерки по поведению, делает успехи в музыке. И у нее самооценка высокая. А потом ребенок заболел, начал хватать двойки, и ощущение собственной ценности матери резко падает.
          У деловых людей это, соответственно, связано с успехом их дела, преуспеянием их фирмы.
          Как всегда, сначала, в порядке обучения, судьба заставляет человека поработать тупыми инструментами, и лишь потом дает в руки острые. И тут как раз та самая ситуация.
Самопознание
          Самопознание подростковая личность понимает в обычном смысле - для него это выявление и развитие талантов и добродетелей, и обнаружение возможных скрытых пороков. И то же относится и к внешнему миру: этот человек познает себя в различных социальных программах.
          При этом у него идет понимание своей личности как чего-то многогранного, но не имеющего центра. Центр появляется лишь у юношеской личности, а здесь пока еще никакого центра нет и не предвидится.
Личность и мир
          Как подростковая личность ощущает себя в мире? У нее есть ощущение локальной включенности в мир, то есть ей кажется, что она не отделена от мира, она выполняет в нем какую-то программу, ей свойственны какие-то функции. Но при этом глобально она от мира отделена, то есть у нее нет ощущения, что она как интегральное существо органично присуща миру. У нее обязательно в глубине души, несмотря ни на какие успехи, будет ощущение случайности того, что она делает в мире. Вот, сложилось так.
          Можно сказать, что у своего эгрегора подростковая личность находится как бы на оброке. Ей выделен какой-то кусок, он этим куском занимается, но в непредсказуемый для нее момент, когда эта программа кончится, соответствующий кусок будет без согласования с ней заменен на какой-то другой. У нее нет ощущения единства мира, нет ощущения единства своей ценностной системы и единства своей судьбы. br/> Самовыражение и самореализация
          Если на инфантильном уровне самовыражение идет спонтанно, здесь и сейчас, то есть человек выкладывает на бочку то, что в нем есть в данную минуту, то у подростковой личности самовыражение гораздо более глубокое. На первый взгляд, оно даже может быть довольно конструктивным, например, идти через программы деятельности, строительство чего-либо. У этого человека происходит идентификация со своими программами, и через них же идет и его самовыражение.
          Например, он учится в институте, становится специалистом в области строительства. Он начинающий, но уже знающий инженер. Потом он сколько-то лет работает, становится квалифицированным инженером. Потом он строит большой красивый полезный и не очень дорогой мост, и в этом строительстве выражает свое "я".
          Однако он выражает себя не только во внешней деятельности. Он строит внутреннее пространство. Он способен к освоению культуры, как на дилетантском, так и, может быть, на профессиональном уровне. Он способен проводить длительные программы собственного обучения.
          Для подростковой личности понятие самореализации приобретает смысл. На инфантильном уровне самореализации как таковой нет. Там есть лишь локальное самовыражение – и все. А самореализация это нечто глобальное. И у подростковой личности она идет, как человек это сам себе представляет, через эффективные им проведенные программы деятельности – или внешней, или внутренней.
          Поэтому подростковая личность вполне может прийти к психотерапевту с такой жалобой: "У меня все хорошо, дети выросли, на работе все успешно, а я себе места не нахожу. Нет у меня ощущения должной самореализации." А проблема связана с неправильной самоидентификацией: этот человек идентифицирует себя с конкретными программами, которые он ведет, а его истинная самоидентификация глубже и значительно менее рациональна. (Последнее относится к человеку любого уровня развития личности.)
          Здесь происходит подъем, о котором я вам уже говорил: человек, находясь на втором (подростковом) уровне, краешком глаза подглядывает на четвертый уровень, на котором находится зрелая личность, в чем-то похожая на подростковую, но с той разницей, что все ее программы, подсвечены внутренним "я", то есть санкционированы изнутри.
Внешний и внутренний мир
подростковой личности как-то коррелированы, между ними есть определенная взаимосвязь, но зависимы они слабо, причем эта зависимость ощущается человеком лишь в самых очевидных, грубых моментах: например, он признает, что если у него во внешней жизни все сильно неблагополучно, то и во внутреннем мире будет угнетенное состояние.
          Для этого человека характерно такое расслоение: у него есть внешний мир, которым он занимается, прикладывая к этому много сил, и у него есть внутренний мир, которым он тоже занимается, прикладывая душевные силы, но эти два мира очень слабо друг с другом связаны.
          Например, это могут быть: с внешней стороны – нелюбимая, но необходимая работа, а с внутренней – увлекающее его хобби, которым человек занимается, внутренне глубоко переживая то, что он делает, но никак не пытаясь воплотить это вовне.
          Что же происходит во внутреннем мире подростковой личности? Там начинается процедура упорядочения. У инфантильной личности внутри – полный хаос, там внутреннего мира нет, там есть внутреннее пространство, которое ею совершенно неуправляемо и неосознаваемо. Подростковой личности свойственно упорядочение своих желаний, даже упорядочение мыслей – по крайней мере, она учится те и другие частично подавлять.
          Но он делает это грубо, он вытесняет свои мысли, чувства, желания и намерения и полагает, что они пропали, а о том, что они при этом не исчезают вовсе, а сохраняются где-то в глубине его психики, у него мысли нет.
          Однако в его внутреннем мире образуется некоторая устойчивость. Более того, у него формируются определенные жизненные позиции и взгляды, возникают устойчивые ценности и внутренние роли.
Связи с эгрегорами
          В целом можно сказать, что подростковая личность способна как-то осмысливать эту тему. Она не марионетка, обладающая нулевой массой, которую можно в любой момент двинуть куда угодно, и которая не может проводить никакой собственнной программы. Наоборот, у нее есть определенный потенциал, и она может проводить длительные внешние и внутренние программы действий.
          Поэтому эгрегоры обращают на этого человека особое внимание. Его надо привлечь, его нужно заманить, его нужно нагрузить и некоторое время на нем, как на ишаке, что-то везти. А потом его нужно с почетом проводить на пенсию – по крайней мере, так просто от него не избавишься. Эгрегоры это чувствуют, поэтому у них идет специальная обработка каждой приглянувшейся им подростковой личности. Те, кто всерьез занимался сетевым маркетингом, меня хорошо поймут.
          С другой стороны, подростковая личность уже может управлять энергией эгрегора. Это человек, который может быть начальником какого-то уровня. Что такое начальник? Это человек, который, говоря казенным языком, может организовать работу вверенного ему подразделения. А что это значит? Это значит, что эгрегор дает ему определенную энергию, которую он должен запустить в головы, спины, руки и ноги своих подчиненных и добиться того, чтобы они сделали то, что требуется эгрегору.
          Идея о том, что можно работать на одном уровне с эгрегором, то есть каким-то образом строить отношения непосредственно с ним самим, подростковой личности в голову не приходит. Но зато у нее есть другое. Она осваивает понятие "держать нос по ветру".
Саморазвитие
          Как подростковая личность мыслит себе развитие "я"? Здесь оно понимается достаточно просто. Это развитие каких-то конкретных качеств, талантов, черт характера, которые нужны для достижения определенных целей. Например, человек мыслит выработку в себе трудолюбия, целеустремленности, вежливых манер, определенных правил поведения, если говорить о внутреннем развитии. Или участие в серьезных и ответственных внешних программах: деловых, образовательных, семейных, – более эффективное, более точное, более успешное. Раньше он этого не умел, а теперь должен научиться.
          Чего здесь нет? Личности. Человек делает все это как бы безлично; точнее, у него нет при этом ощущения своей уникальности. Это вообще принципиальный момент для подростковой личности. Ей кажется, что может прийти и другой человек, занять ее место и делать то же самое, что делает она.
          Другими словами, у нее нет ощущения уникальности той роли, которую она исполняет, в программах, которые она ведет, занимая определенное место в мире.
          У этого человека нередко бывают пустые, по его ощущению – бессмысленные промежутки времени. Какое-то время он может осмысленно и осознанно служить определенной программе (подосзнательно – эгрегору), но у него есть много пустых для него самого промежутков времени, которые потом он осмыслит по-другому, но пока ему кажется, что это объективно бессмысленные, скучные периоды, когда ничего не происходит – ни личностного развития, ни какой-то эффективной работы. Пашет он и пашет, непонятно, для чего и зачем, и ничто его в этом не поддерживает.
Ресурсы личности
          У подростковой личности есть энергия не только на эпизоды, но и на относительно длительные жизненные промежутки. У нее есть упорство и выносливость, есть адаптивность, изобретательность и творческое начало.
          Надо сказать, что творческое начало есть у любой частички, любого атома и любой волны Вселенной. Творчество это качество Абсолюта, которым Он наделил весь проявленный мир.
          И для подростковой личности непонятно, когда, в какой момент нужно искать в себе ресурсные качества, когда их надо вырабатывать. Этот человек постигает это искусство с большим трудом. У него есть определенные ресурсы, которые обычно дает ему эгрегор. И для него важно распорядиться ими локально правильно, то есть не ошибиться грубо. Ему судьба открывает очередной фрагмент жизни и дает ограниченные силы, чтобы его прожить. Она формирует ему ценности и дает душевные силы на исполнение соответствующих программ. Если он пойдет в сторону, он нарушит эгрегориальную этику и лишится этих сил, и ничего другого у него не возникнет.
          Он действительно полностью привязан к тем локальным сюжетам, которые перед ним открываются, он от них зависим. Требовать от него, чтобы он ушел внутрь себя и сменил эти сюжеты, было бы методически неправильно. Он вас не поймет, он просто лишится имеющихся у него сил, и ничего не получит взамен. На этом уровне глубинные внутренние ресурсы и энергия, более тонкая, чем буддхиальная, пока что еще недоступны его сознанию и воле.
Социальные контакты и социализация
          Социальные контакты подростковой личности, как правило, целевые и подчинены программам, которые она в данный период времени ведет.
          Этот человек обычно социально корректен, но большой душевности от него ожидать не следует. У него души не то чтобы нет, но она еще не проснулась.
          У него есть определенные манеры поведения, которые другому человеку могут быть приятны, а могут быть и неприятны, но в любом случае эту тему с ним можно как-то развивать, и он способен корректировать свое поведение.
          Однако дружба и любые другие отношения с ним хороши, пока вы более или менее соответствуете его ценностям на данный период жизни. Когда его ценности меняются, он отходит от своих бывших друзей и обзаводится другими, иногда конфликтно, иногда бесконфликтно.
          Но вести себя точно и правильно при входе в новые дружеские или другие человеческие отношения он не умеет, и то же относится к расставаниям. Для того, чтобы это делать, нужно иметь уровень личности повыше.
          Социализация для подростковой личности принципиально жизненно важна. Для нее одиночество это действительно нескончаемая, неисчерпаемая трагедия, поскольку глубоких корней она в себе не ощущает.
          У этого человека идет социализация в рамках какой-нибудь иерархии, в рамках определенного социального слоя, в рамках эгрегоров, которые подчиняют его себе и ведут его внешнюю и внутреннюю жизнь. При этом он, как правило, далеко не последний человек в обществе, он нередко руководит и лидирует, он может быть в центре внимания, может отвечать за какие-то программы, но они всегда ограничены, то есть когда-то начинаются и когда-то кончаются, и непонятно, какое отношение они имеют к его личности.
          Он никогда не принадлежит работе целиком, он не может целиком принадлежать друзьям или какому-то одному другу. Он не может целиком принадлежать любимому существу. Все эти сюжеты у него когда-то начинаются и когда-то кончаются. Они имеют ограниченную глубину. Он сам состоит из плохо связанных друг с другом кусков. Он не может служить длительной опорой никому.
          И для него не может быть, и это очень важно понимать, никакой длительной опоры, поскольку у него нет глубинной и устойчивой личности. А куски, из которых он состоит, могут служить для кого-то или чего-то временной, локальной опорой – но не более того.


Сайт создан в системе uCoz