На главную

Комплексы, зажимы и проблемы


          Инфантильная личность
          У инфантильной личности не бывает комплексов.
          До комплекса неполноценности надо дорасти. У инфантильной личности никакого комплекса неполноценности нет. Она в данный конкретный момент может чего-то не мочь сделать. Тогда она дает эмоциональную вспышку горя, отчаяния, разочарования – но быстро все забывает. Все ее неумения, огорчения, разочарования не скапливаются вместе, то есть не получают единой объединяющей структуры в виде особой программы подсознания, "комплекса".
          Зато у этого человека есть (вместо комплексов) система проекций. А именно, в каждой ситуации, когда у него что-то не получается, у него есть четкое представление, кто в этом виноват. Он вам это совершенно точно скажет, и это никогда не будет он сам.
          Комплекс предполагает некоторую личную ответственность за то, что происходит, некое ощущение своего какого-то неумения или иной внутренней проблемы.
          Но поскольку защита психики работает у любого человека, то у инфантильной личности возникает психологическая проекция на конкретных людей, из-за которых все плохое в ее жизни происходит, или на государство, или на судьбу в целом.
          Но с самой инфантильной личностью всегда все в порядке. У нее в подсознании, конечно же, есть и страх, и очень жесткие ограничения.
          Большие, серьезные, глобальные проблемы этим человеком рассматриваются как абсолютно безнадежные. У него нет личностной энергии для сколько-нибудь длительной последовательности целенаправленных действий.
          Всегда, когда у инфантильной личности возникает какая-то более или менее серьезная проблема, у нее есть единственный вариант ее решения: нужно быстро найти человека, на которого ее можно переложить. И про нее забыть. Или просто включиться в такую ситуацию, когда об этой проблеме можно забыть Инфантильной личности нужен какой-то поводырь, которого при случае можно обвинить. Такая проекция вины и ответственности очень характерна для инфантильной личности. Этот человек всегда ищет причину вовне, и обычно находит. Кто виноват? Наследственность, семья, среда, звезды, на худой конец.
         
Подростковая личность
          То, как человек комплексует, существенно зависит от уровня его личности – так же, как и то, как он переживает свои психологические проблемы.
          В данном случае комплексы уже есть и они человека мучают. Они впервые появляются именно на подростковом уровне развития личности, и они ее остро ранят.
          С ними мало что можно сделать так как подростковая личность идентифицируется со своими комплексами и устойчивыми проблемами, то есть они выступают как ее отличительные черты. Лиши ее этого комплекса, этой проблемы – и она не то, чтобы совсем пропадет, но ее самоидентификация существенно ослабеет, а самооценка парадоксальным образом снизится.
          Любая сколько-нибудь продолжительная программа для подростковой личности является самоидентификацией и самовыражением.
          Она так устроена. Кому-то это нравится, кому-то не нравится, но она-то воспринимает свое поведение совсем не как игру.
          Поэтому не дай Бог кардинально вылечить этого человека от какой-нибудь болезни. У него, во-первых, вся жизнь поломается, он попадет в кризисную ситуацию. А во-вторых, пошатнется его самоидентификация. Если я не больной, то кто я? Есть даже люди, которые для укрепления самоидентификации носят с собой вместе с болезнью список людей или организаций, которые эту болезнь безуспешно лечили.
          Нельзя просто взять и решить серьезную проблему клиента такого человека, при этом он останется как бы голым, а как дальше-то жить? В результате такой необдуманной и чересчур эффективной помощи в психике возникает зияющая дыра.
          Поэтому очень полезно в какой-то момент, задать подростковой личности такой, например, вопрос: "Давай представим, что ты от этой своей болезни вылечился. У тебя появится много лишнего времени, денег, избыточной энергии. Что ты с ними сделаешь?" Если человек скажет, что, да, это будет замечательно, я их направлю вот на такую-то деятельность, – то его отношение к своей болезни и лечению нормально. И вы понимаете, на что пойдет его высвободившаяся энергия. А если ему самому это неизвестно, и он свою жизнь без болезни вообще никак конструктивно не планирует, то эффекты лечения могут быть самыми разным. Вы ему подлечили психику, а он пойдет и сломает себе ногу, или сделает еще что-нибудь непривлекательное.
          Ему страшны любые серьезные изменения в жизни. Первое, что с ним при этом происходит, это утеря идентификации.
          Если говорить о проблемах, то у этого человека возникают большие сложности с началом и окончанием длительных сюжетов. Новые жизненные сюжеты требуют от него новой идентификации, он готовится выступить в новой для себя роли, он эту роль формирует и ему при этом не вполне понятно, какие силы ему для этого нужны.
          Ему не хватает единого начала, которое формировало бы новую роль.
          Однако жизнь заставляет – и человек впадает в некое безумие. Он словно говорит жизни или окружающим: "Вы что со мной делаете?" Кто попроще, впадают в истерику или болеют физическими болезнями, то есть профанируют свое состояние на астральный, а то и на физический уровень. А кто потоньше, те переживают его именно на буддхиальном, то есть как ценностную ломку и утерю самоидентификации. И здесь возможны сильные побочные эффекты.
          В этих ситуациях подростковой личности непонятно сопряжение прошлого с будущим.
          Она ощущает риск утраты себя, и фактически оно так и происходит, потому что она получает другие роли и ценности, а для нее это означает смену "я". А в своем настоящем она чувствует как бы провал. Прошлое было, будущее будет, а сейчас непонятно что: дыра, пустота.

Юношеская личность
          Основной комплекс юношеской личности достаточно тяжелый, это - глубинная неудовлетворенность жизнью в целом.
          Истинная проблема человека заключается в том, что те ценности и программы, которые он ведет, он в глубине души не ощущает как свои. Они для него во многом случайны.
          Он, может быть, достаточно ответственно ими занимается, но у него нет ощущения, что его внутреннее "я" действительно их санкционировало. У него скорее ощущение, что он находится на барщине или, в лучшем случае, на оброке у ведущих его эгрегоров. С другой стороны, у него есть чувство, что так надо, и что когда-нибудь это кончится. Это слабое утешение, но для него оно значимо.
          Многие более конкретные комплексы неполноценности и психологические зажимы юношеской личности обусловлены реакцией социума на ее подспудную асоциальность.
          Так вот, комплексование юношеской личности идет на очень глубоком уровне. Социум не заинтересован в том, чтобы кто-то над ним поднимался и им командовал, поэтому любому индивидуальному личностному проявлению эгрегоры противопоставляют очень жесткие барьеры. Эти барьеры уходят, когда человек учится с ними договариваться, так сказать, наводить дипломатию. А юношеская личность еще этого толком не умеет. Поэтому у нее возникает наведенный социальным эгрегором капитальный, глубинный комплекс неполноценности: "Я никто, я ни на что не способен."
          Однако, когда человек это говорит, то его слова звучат не очень искренне. Внимательный слушатель почувствует, что, вроде бы, человек говорит то, что думает, а, с другой стороны, он не уничтожает себя как личность. И он действительно себя до конца не уничтожает. Его разочарования, расстраиваемые планы и опровергаемые ценности не относятся прямо к его личности – как он ее понимает. Они относятся именно к его деятельности, то есть к поверхностным для него программам.
          Однако основная проблема юношеской личности заключается в том, что у нее нет возможности реализовать свое внутреннее "я". Это даже не комплекс, а нечто более глубокое, это глубинная внутренняя неудовлетворенность, которую иначе как выходом на более высокий уровень личности не разрешить.
          Это проблема чисто духовная. Пока человек не вышел на свой путь, она не решается. Но когда это происходит, опыт жизни на юношеском уровне воспринимается человеком как один из этапов подготовки к истинной самореализации.
          Но все-таки этому человеку свойственно здоровое отношение к своим проблемам. Он понимает, что ограничивает его не его собственная личность, а какие-то поверхностные по отношению к ней обстоятельства. Его позиция приблизительно такая: "Мой Бог дал мне это для проработки. Как прорабатывать – не знаю. Когда проработаю – не знаю. Но знаю, что дал Он, и поэтому не ропщу."
          У него есть стремление все понять именно на духовном уровне, на уровне глубокого личностного восприятия. Его не устраивает общепринятый поверхностный подход.
          Что касается проблем, то юношеской личности свойственно нагромождение сложных сюжетов, часто длинных, но при этом не безысходных. У нее есть некоторое возвышенное начало, которое, она знает, является платформой ее бытия, у нее есть точка опоры, и есть некоторый грандиозный великий сюжет, который ведет ее от начала жизни и до конца, и она чувствует его дыхание.
          Этот человек видит источник своих проблем в первую очередь в себе самом. Или в своей судьбе, и не занимается проекциями, это для него не характерно.

Зрелая личность
          Одна из главных проблем зрелой личности это плохое понимание своей судьбы. У нее проблемы как на атманическом плане, так и на каузальном. А на буддхиальном она чувствует себя комфортно.
          На атманическом у нее недостаточное видение, она лишь смутно прозревает, каков ее главный идеал, каково главное направление ее жизни, и она плохо понимает, как этот идеал превращается в ее конкретные жизненные программы, каков механизм этого превращения.
          Но в целом проблемы этого человека не сравнимы с проблемами более низких уровней развития личности. Они все-таки идут на фоне того, что человек уже нашел свой участок мира, он его осваивает, он двигается по дороге и не останавливается никогда.
          Это Телец, у которого уже зажглась во лбу звезда Альдебаран, и он иногда спотыкаясь, но абсолютно неуклонно куда-то идет. Его саморазвитие идет по воле дороги, по воле внутреннего "я", по воле внешнего мира.
          Ему в целом понятно, куда идет это развитие, но частности, наоборот, ему часто непонятны, не видны. Но в этом он может усмотреть вызов для проявления своего творческого начала. Ему видны линии его совершенствования и он уверен в их истинности. Он имеет поддержку и изнутри, и снаружи.
         


Сайт создан в системе uCoz