На главную

Инфантильная личность

Самоощущение и самосознание
          У этого человека опоры в жизни нет.
          Каково его самоощущение? У него есть две крайности. Первая – это атомарное самоощущение, когда он ощущает себя мельчайшей частичкой Вселенной, оторванной от всего остального мира. Этот человек ощущает себя мельчайшей частичкой, которая почти никак не идентифицирована. Он не может к ней приклеить никакого ярлыка. Он старается это сделать, пытается идентифицироваться, но у него это не получается. Второе его состояние – это, наоборот, вселенское состояние, возникающее как отмашка психологического маятника. Если человек всего лишен, и чувствует себя крохотной частичкой Вселенной, иногда у него в подсознании встает протест против такого самоощущения, и, наоборот, появляется вселенское ощущение: я и есть Вселенная. У него нет на это никаких оснований, но он, тем не менее, себя так чувствует. И первый признак такого состояния (и инфантильной личности как таковой) заключается в том, что в нем человек запросто говорит от имени Бога – например, ничтоже сумняшеся заявляет, что воля Божья заключается в том-то и том-то, что вот это Богу угодно, а вон то неугодно.
          Если человек с чрезвычайной легкостью употребляет такие выражения, у вас возникает естественный вопрос: а откуда он, собственно говоря, знает, что Богу угодно, а что не угодно? Видно, что эта информация идет к нему не в порядке особого мистического откровения, а, так сказать, на будничном уровне, и никакого особого изменения состояния сознания у него не наблюдается.
          Для этого человека характерно ощущение полного отделения от мира. Его личность существует в мире как абсолютно обособленное индивидуальное образование, никак с миром не связанное. С другой стороны, он ощущает свою полную зависимость от мира, ему кажется, что он маленький и беззащитный, и что мир может в любой момент с любой стороны к нему подойти и его обидеть – или вовсе уничтожить. Он похож на марионетку, которую можно дергать за ниточки, перед которыми она абсолютно беззащитна.
          Но иногда он сам становится в позицию кукловода, и тогда у него возникает диктаторское самосознание. Когда он получает в подчинение коллектив, у него сразу возникает впечатление, что перед ним набор марионеток, которыми он может любым способом управлять, дергая за ниточки, и они будут полностью ему послушны безо всяких ограничений.
          Такое самосознание я бы назвал марионеточно-диктаторским. Иногда этот человек выступает в роли марионетки, иногда – в роли диктатора, причем переходы происходят мгновенно.
          Таким образом, в сознании этого человека нет образа "я", наделенного какой-то глубиной. Он понимает свое "я" плоскосоциально, отождествляя его с тем, что К. Юнг называл персоной, то есть с маской, обращенной к социуму.
Самопознание
          – это для инфантильной личности несуществующая категория. И лучше с ней этого вопроса не обсуждать. Для этого человека в его личности никакого внутреннего содержания, отличного от социальной персоны, просто нет.

Самовыражение и самореализация
          Чем отличается самореализация от самовыражения? Самореализация – это нечто более длительное, это глобальная программа глубокого самовыражения. Самовыражение – это что-то локальное, это то, что происходит сейчас, в данный момент.
          Поэтому для инфантильной личности такого понятия, как самореализация, просто не существует. У нее есть лишь представление о том, дали ей самовыразиться или не дали. Если не дали, то у нее внутри образуется душевный яд, который она должна немедленно излить в окружающее социальное пространство, или он отравит ее самое на какое-то время, но потом она об этом забудет. И на этом можно играть: недобросовестные люди нередко пользуются такой забывчивостью инфантильной личности.

Внешний и внутренний мир
          Внешний и внутренний мир в понятии инфантильной личности тождественны, то есть она их не различает. Она считает, что ее восприятие абсолютно полно и адекватно, и столь же адекватно ее самовыражение. Когда у нее внутри есть что-то, что она хочет продемонстрировать миру, она совершенно точно это демонстрирует, и ее столь же точно воспринимают. Она очень удивляется, что другие люди в какие-то моменты видят то, чего она не видит, или не видят того, что видит она. Скажем, она ощущает в себе, что он очень огорчена, и как другие-то этого не видят? Значит (думает инфантильная личность), притворяются, значит, нарочно хотят ее обидеть. Ей кажется, что она прозрачна.
          Внутренний мир инфантильной личности (в ее восприятии) тождественны, но в принципе они (опять-таки, с ее точки зрения) абсолютно независимы. Когда она отвлекается от внешнего мира и внутри себя что-то переживает, воображает, фантазирует, она абсолютно независима от того, что происходит снаружи. Если у нее что-то происходит внутри, так сказать, тайно, то оно никак, никоим образом не влияет на то, что является внешней реальностью.
          Ее стандартная рекомендация своему другу, сильно переживающему на какую-то тему, следующая: "Ты плюнь! Не бери в голову!" И для нее это реально, то есть это не пустые слова, она в подобной ситуации может плюнуть и не брать в голову, и проблема исчезнет сама собой.
          Когда этот человек о чем-то думает, то считает, что это никак не может влиять на окружающих. Другими словами, он считает, что внешний мир существует объективно и абсолютно не зависит от его сознания. И я хочу подчеркнуть, что для этого человека так оно и есть.
          Для нее характерна варварская стадия его проработки. Здесь нет никакого осмысления своего внутреннего мира, и, видимо, правильнее говорить не о внутреннем мире, а о внутреннем пространстве. Мир – это нечто упорядоченное. В нем есть различного сорта объекты, отношения и связи между ними, есть какие-то законы, регулирующие его жизнь. Во внутреннем пространстве инфантильной личности ничего такого нет. Здесь есть хаос инстинктов, влечений, биологических, сексуальных, волевых импульсов и желаний, склеенных с намерениями.
          Важный показатель уровня развития личности – это расстояние от желания до намерения. Так вот, в данном случае это расстояние равно нулю.
          Внешний же мир глазами инфантильной личности хаотичен, он не подчинен никаким законам, в нем нет никакой последовательности, он непредсказуем, и по отношению к нему у человека есть два основных состояния.
          Первое – это дикая, бездумная свобода, когда он чувствует, что сейчас ему все можно, что куда его левая нога захочет – туда она и пойдет, – а правая пойдет туда, куда она захочет.
          А второе состояние это, наоборот, полная рабская зависимость человека от мира, когда он чувствует, что его взяли в оборот, что лучше не высовываться и точно следовать тому, что на него идет и даже более того.

Связи с эгрегорами
          Тип отношений с эгрегорами – очень важный показатель уровня личности человека. Однако на уровне инфантильной личности человек вообще не осознает эгрегоров. Для него их нет.
          У инфантильной личности связи с эгрегорами бывают двух видов: поверхностные, неглубокие, поскольку она слишком непостоянна – или тотальные, когда эгрегор выступает в качестве, что называется, твердой руки, ведущей ее по жизни за шиворот.

Саморазвитие
          Концепции саморазвития у инфантильной личности нет. Это не значит, что она не развивается. Это значит, что ее развитие происходит незаметно для нее самой.
          Сама идея развития для него бессмысленна, потому что у него нет развернутого во времени образа своего "я". В данный момент ему хочется развиваться, а через пять минут он об этом забудет. Я сейчас говорю о его осознании: так человек себя видит. Реально он, конечно, как и все люди, куда-то движется в своем развитии, но этого не осознает.

Ресурсы личности
          Инфантильная личность понимает свои ресурсы абсолютно конкретно, локально, предметно. "У меня есть тело, вот мой ресурс. Я есть мое тело. Мое тело может влезть на гору, или подняться по лестнице, или сесть в автомобиль. Вот, у меня есть конкретные деньги, которые я могу потратить, конкретная одежда, с помощью которой я могу произвести впечатление на такого-то".
          Ресурсы личности в узком (психологическом) смысле этого слова этим человеком вообще не воспринимаются. В частности, осознать свое влияние на другого человека для инфантильной личности значит отказаться от своего уровня и перейти как минимум на следующий.

Социальные контакты и социализация
          Социальные контакты инфантильной личности поверхностны, в глубину этот человек не идет и не стремится в нее попасть. Если его ведет отчетливая каузальная программа, а вы с ним вместе работаете, регулярно встречаетесь по делам – какие-то взаимодействия с ним будут, возможно, и теплыми, но обычно при условии, что это происходит незаметно для него самого.
          Его социальные контакты им плохо осознаются и никак им не регулируются, и человек не ставит это своей целью. На этом уровне такого понятия, как выстраивание отношений , вообще не существует: ему непонятно, что это такое.
          Усилий других людей, направленных на выстраивание отношений с ним, он просто не замечает, никак их не фиксирует и не запоминает.
          В любой социальной ситуации инфантильная личность очень подвержена гипнозу, магии, она теряется при любом нестандартном поведении партнера. Как только она попадает в нестандартную ситуацию, она совершенно растекается, она начинает выглядеть как ощипанный петух – это тоже верный признак инфантильной личности.
          Надо сказать, что подростковая личность в нестандартной ситуации теряется еще больше – она напоминает ощипанного петуха, с которого сняли также и кожу.
          Наоборот, настоящая личность (появляющаяся лишь на третьем уровне) помогает человеку в любой нестандартной ситуации, более того, она их любит. Она есть нечто уникальное, свойственное лишь данному человеку, и любит проявляться не в стереотипных, не в шаблонных, а, наоборот, в самых неожиданных ситуациях.


Сайт создан в системе uCoz