На главную

Самоидентификация


          Самоидентификация для каждого уровня личности очень сильно отличаются друг от друга.
Инфантильная личность считает так: "Я есть то, чем в данный момент конкретно являюсь. Если я думаю, то я - это моя мысль, если иду, то - это мое тело в определенном месте пространства."
          У него в душе есть постоянные очень серьезные сомнения, насколько я индивидуален, насколько неповторим. У него нет ощущения уникальности, у него нет самостоятельности бытия.
          Этому человеку плохо, когда он одинок, и это тоже признак инфантильной личности. Ему нужно ощущать себя причастным к чему-то, к какому-то процессу, к коллективу.
          Для него выбор друга или кумира тоже очень хороший способ самоидентификации, так как он может сказать, что "Я - кумир Майкла Джексона", к примеру.
          Для него характерна самоидентификация доходящая до идолопоклонства, не зависимо от того, что из себя этот идол представляет. Например в середине прошлого века таким идолом являлась наука, для некоторых - спорт, пассивный вид спорта.
Подростковая личность
          У нее уже есть индивидуальная устойчивая картина мира, и поэтому у него идет идентификация с продолжительными программами действия, с определенными ценностями, добродетелями, социальными ролями, свойственными ей в данный период жизни.
          А вот на вопрос, каковы, сохраняющиеся в течение всей жизни существенные черты ее личности, она ответить не сможет.
          У подростковой личности во внутреннем мире может быть много разного и интересного.
          Но все это на самом деле (то есть глазами юношеской или зрелой личности) не более чем атрибуты истинного "я", и подростковая личность подсознательно не ощущает их чем-то постоянным, чем-то, что однажды не исчезнет, не рассыплется в пыль через какое-то время.
          Поэтому для этого человека характерна апелляция к авторитетам. Он выбирает себе авторитет, что-то, что он считает устойчивым, и к нему как-то подвязывается, начинает ему служить.
          Для него авторитет это нечто весомое, что он хотел бы ощутить и в себе. Не ощущая по-настоящему свою личность, он стремится простраивать ее различными устойчивыми способами. Один из этих способов – найти кого-то, кто уже заведомо является общепризнанной личностью, и каким-то образом с ним идентифицироваться.
          Авторитеты подростковой личности (в отличие от авторитетов инфантильной личности) чрезвычайно устойчивы.
          Он осознает себя как набор таких-то черт характера, таких-то ценностей, таких-то программ, которые он выполняет, как совокупность своих отношений с другими людьми.
          Но назвать свою индивидуальную специфику этого своего набора, прочувствовать, почему ему свойственен именно этот, а не другой набор, он не может, поскольку отчетливой индивидуальной ноты у него нет – точнее говоря, он ее не ощущает.
Юношеская личность
          Самоидентификация юношеской личности чаще обычного бывает достаточно романтической.
          Обычно этот человек идентифицирует себя с вечными идеалами, с глобальной жизненной программой служения чему-то принципиально недостижимому, например, идеалу красоты, любви или справедливости.
          Его внутреннее "я", осознанное как далекая звезда, дает устремленность в высоком и абстрактном направлении. Человек никогда не сомневается, что ему надо идти туда. Другое дело, что это не всегда получается у него практически.
          У него идет отказ от любой временной самоидентификации. От любой! Человек говорит: это все не я, это мои роли, но это не я.
          Конкретные индивидуальные особенности этого человека, то есть подробности его биографии, черты характера, которыми наделен, его ценностные ориентации и программы деятельности кажутся ему несущественными штрихами к тому главному, что он в себе ощущает, то есть к основной вневременной идее, к которой он себя причисляет. И он, что очень важно понять, не теряет при этом индивидуальности.
          Он никак не привязывается ни к каким атрибутам своей внешней и внутренней жизни. Для самоидентификации это ему не нужно, она у него и так уже есть.
          Этот человек знает, например, что если он будет нести в мир любовь, никак не думая о своей личности, то его жизнь в целом выстроится таким образом, что о нем можно будет написать биографию, в которой его лицо проступит как уникальное. И других таких людей и судеб не будет. И он это очень ясно ощущает.
          У него нет ощущения своей индивидуальности в каждой его программе, в каждом его действии – но у него есть интегральное ощущение своей уникальности, и оно совершенно незыблемо.
Зрелая личность
          Здесь самоидентификация довольно высокая.
          Человек вышел на дорогу, он идет!
          Он чувствует, что его ведет его внутреннее "я". С чем он себя идентифицирует? С перстом Божьим, который с неба на него указал и сказал: "Вот, се – человек!"
          Людей более низких уровней он может видеть как детей, а себя – как их отца или руководителя, будучи зрелым, состоявшимся человеческим существом.
          С чем он себя идентифицирует? Во всяком случае, не со своими ценностями. Он идентифицирует себя с тем, что их организует и направляет. Это некоторый присущий ему и только ему особый взгляд на мир, который он постепенно вырабатывает, это некоторый особый способ воздействия на мир, особые инструменты этого воздействия, особый талант, который выражается в стиле, в почерке, тонкостях его индивидуальности, и проявляется во всех сферах его жизни.
          Но все это звучит на буддхиальном плане, то есть не на уровне конкретного поведения, а на уровне глобальных программ. Человек пришел внести в мир свою индивидуальность, и он ее вносит, но он не может это сделать одномоментно. Его позиция приблизительно такая: "Я могу многое, но не сразу".
          Ощущение, что он есть особая личность с особой миссией, присутствует в нем всегда.
          И ему самому интересны не какие-то конкретные, локальные деяния и впечатления, а достаточно длительные программы, в которых успевает реализоваться его личность, и в которых он успевает установить свой взгляд на мир.
Интегрированная личность
          Самоидентификация интегрированной личности как бы двупланова.
          В своем внутреннем мире этот человек постоянно ощущает свое внутреннее "я", с которым он идентифицируется. Оно само по себе ему не вполне ясно, но он ощущает его как находящееся вне времени и пространства, как абсолютно устойчивую опору.
          Второй момент самоидентификации интегрированной личности близок к самоидентификации инфантильной личности. Этот человек, имея фундамент, как говорится, предвечного бытия своего, может позволить себе идентифицироваться с тем, что он в данный момент времени собой представляет и с тем, что он в данный момент времени делает.
          У него есть чувство уникальности своего бытия в данный конкретный момент, но при этом еще, в отличие от инфантильной личности, у него есть ощущение, что этот момент распространяется на весь мир.
          Иррациональный оттенок его переживаний абсолютно вездесущ, он постоянно его наполняет. Ему не нужно специально становиться эзотериком, человеком, обладающим мистическим чувством. Оно дано ему непосредственно в ощущении.
          Он хочет, наоборот, максимально конкретизироваться, чтобы совершенные им поступки и действия было предметны – и точно соответствовали его внутренним устремлениям. Тогда он собой доволен.
          Он не идентифицирует себя с творческим потоком или с тем, что у художника называется муза или даймон. Для него личность это то, что интегрирует, соединяет в единое целое всю его жизнь, делая ее неповторимой, а его – незаменимым в мире.


Сайт создан в системе uCoz